Как составить ТЗ копирайтеру

Online Reputation | 21 января, 2021 | 8 минут чтения

Как составить ТЗ копирайтеру

«Без внятного ТЗ результат – ХЗ». Об этом знают все специалисты, работающие в сфере контент-маркетинга. От качества технического задания (именно так расшифровывается ТЗ) часто зависит и качество готового текста. Проверено на личном опыте всех копирайтеров, десятках тысяч написанных текстов и внесенных правок.

Идеальное ТЗ содержит в себе всю информацию, которую копирайтер должен учитывать при подготовке текста. Задание служит некой фиксацией требований к будущей статье. В нем прописываются не только стандартные технические параметры по написанию, но и важные детали того, каким заказчик хочет видеть текст на выходе.

Хорошее техническое задание часто выручает копирайтера при написании текста. Он не может быть экспертом в любой теме, поэтому ему важно получить ТЗ, которое поможет сделать его материал по-настоящему экспертным. Ему не приходится тратить много времени на изучение темы, поскольку ему уже вкратце рассказали о ней в задании. Плюс, заказчик может контролировать содержание и качество информации в тексте.

Также стоит отметить, что не каждый копирайтер знает, как лучше сделать перелинковку в материале, вставить ключи, что такое заголовки h1-2-3-4 и т.д.

Требования к статье в ТЗ

Существует два типа требований к статье в ТЗ – базовые и ситуативные. В базовых требованиях заказчик должен указать:

  • Список ключевых слов.
  • Структуру текста.
  • Структурированность (списки, таблицы, графики).
  • Размер текста.
  • Уникальность.
  • Проверочные сервисы.

Ситуативные зависят от многих вещей. Например, есть копирайтер в штате, или это разовое сотрудничество; какой у него опыт, может ли он самостоятельно публиковать текст, подбирать картинки, видео, делать инфографику и прочее.

Подбор ключевых слов

Список ключевых слов в ТЗ подбирается с помощью семантики. Собрать семантику можно как на платных, так и на бесплатных сервисах. Самые популярные бесплатные сервисы:

  1. Планировщик ключевых слов в Google Ads
  2. Wordstat yandex
  3. Букварикс
  4. Kparser

Платные сервисы:

  1. Serpstat
  2. Ahrefs
  3. Key Collector

Также собрать ключевые слова можно с помощью проверки поисковых подсказок. В нижнем блоке в выдаче поисковика часто можно увидеть lsi запросы – синонимы и сленговые выражения к определенному запросу. Также поисковые подсказки доступны в Kparser и Wordstat (в правой колонке). 

В ТЗ стоит уточнить, сколько раз в тексте можно использовать ключевые слова, какие из них можно склонять и разбавлять. Также необходимо указать плотность ключей в тексте (расстояние между кс). По стандарту https://istio.com/ соотношение любого слова не должно быть выше 5%, за исключением предлогов. Для равномерного распределения ключевых слов по тексту рекомендуется указать расстояние в 200-300 символов.

Структура текста

В техническом задании необходимо прописать четкую иерархию заголовков h1-2-3-4-5 и ключи, которые должны содержаться в этих заголовках. Лучше всего прописать краткое содержание всех блоков текста, создав таким образом “скелет” статьи. Такой подход к подготовке ТЗ упростит работу копирайтеру и поможет избежать внесения большого количества правок. 

Также стоит прописать в ТЗ размер абзацев. Чтобы текст был однородным и читабельным важно не допускать разношерстность в абзацах. Лучше указать средний размер, например в 500 символов на абзац. 

Структурированность текста

Если в тексте нужно использовать таблицы, маркированные и нумерованные списки, инфографику, различные схемы – четко прописывайте это в техническом задании. Если необходимо сделать таблицу, следует заранее прописать о ее содержании.

Размер

Чтобы определить размер текста, можно сравнить ваш “скелет” с текстами у конкурентов. Если вы понимаете, что ваш материал полнее раскроет тему и получится большего размера, то закладываете большее количество символов. Все зависит от конкретной тематики и ситуации с конкурентами.

Уникальность

Для поисковых систем уникальность и польза – два главных требования к любым текстам. Соответственно, чем выше уникальность статьи, тем быстрее она будет попадать в топы поисковой выдачи. Для проверки текста можно использовать следующие сервисы:

Прочие проверки

В число самых важных показателей качества текста входит водность. Для проверки водности можно воспользоваться сервисом Главред. Он помогает обнаружить слова, не несущие никакой важности в предложении, а также стоп-слова. Оптимальной является оценка 7,5 баллов. 

Ситуативные требования

В некоторых случаях копирайтеры сами публикуют статьи, делают перелинковку, добавляют картинки и прописывают мета теги. Рекомендуется отдельно составить мануал для копирайтеров о том, как правильно составлять мета теги.

Перелинковка

Перелинковка — это связывание страниц одного сайта или разных ресурсов гиперссылками. В тексте такие ссылки необходимы для увеличения позиций по продвигаемым запросам. В ТЗ копирайтеру указывайте ссылки, которые необходимо использовать в материале. Также пропишите под какими анкорами, и в каком месте их нужно вставлять. Напоминаем, что нельзя ссылаться на служебные страницы. 

Не стоит забывать про полезные ссылки на другие сайты. Они должны быть авторитетными и реально полезными в контексте статьи. Особенно это касается новостей, медицины, финансовой сферы и в целом тематики YMYL (Your Money Your Life).

Подбор картинок и иллюстраций

Рекомендуйте копирайтеру воспользоваться одним из этих сервисов для поиска бесплатных изображений в интернете: 

Для поиска векторных изображений можно воспользоваться следующими сервисами:

Как найти темы для статей

Поиск тем для статей довольно сложная задача. Если вы не можете самостоятельно определиться с темой материала для копирайтера, воспользуйтесь подсказками. 

  1. Изучайте конкурентов. Следите за тем, что они публикуют и выбирайте лучшее. 
  2. Отслеживайте популярные запросы по вашей теме в выдаче.
  3. Ищите темы на зарубежных источниках. 
  4. С помощью сервиса https://buzzsumo.com/ вы можете посмотреть контент, который больше всего шерили с помощью YouTube и социальных сетей.

Детальное ТЗ – это залог написания качественного текста. Чем больше сопутствующей для вашего материала информации вы предоставите копирайтеру, тем лучше ему удастся раскрыть тему статьи. Как показывает практика, заказчики, которые составляют правильное техническое задание, намного реже просят вносить правки или переделывать текст. Соответственно, они экономят и свое время, и время копирайтера. А ТЗ из области “Напишите что-то по сантехнике на 2 тысячи символов без пробелов” сулит за собой заведомо некачественный текст, который ничем не поможет заказчику в продвижении его ресурса. 

Если вас интересует копирайтинг и маркетинг, обращайтесь в наше диджитал-агентство. Мы проведем бесплатный анализ вашего бизнеса и предложим четкий план действий по комплексному продвижению в сети. А наши специалисты воплотят этот план в реальность. 

Читайте также: Как получать полезные отзывы от клиентов, работающие на продажи?